§ 2 Ремонтопригодность оборудования


Ремонтопригодность входит в понятие надежности. Однако высокая надежность машины, не всегда означает высокую ремонто­пригодность. 

Ремонтопригодность – это свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения его отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания.

Ремонтопригодность характеризуется контролепригодностью, ремонто-доступностью и ремонтоспособностью. 

Контролепригодность определяется возможностью удобного контроля состояния узлов и деталей.

Ремонтодоступность определяется доступностью и легкосъемностью узлов и деталей.

Ремонтоспособность определяется способностью машины к замене деталей и способностью деталей к восстановлению.

Основной показатель ремонтопригодности – среднее время восстановления (вынужденного простоя), необходимое для обнаружения и устранения отказа.

Основные требования к ремонтопригодности оборудования можно разделить на две группы.

К первой группе относятся требования, обеспечивающие ре­монтопригодность оборудования при осмотре и ремонте на месте: 

- свободный доступ к узлам и деталям, подлежащим осмотру, ре­гулировке или замене; 

- быстрая замена изнашивающихся деталей; 

- наладка взаимодействия узлов и деталей, нарушенного в процессе работы; 

- проверка качества смазки, ее замена или пополнение на месте работы оборудования; 

- быстрое определение причин аварий и отказов в работе оборудования и их устранение.

Ко второй группе относятся требования, обеспечивающие ре­монтопригодность при ремонте оборудования в РМЦ предприя­тий:

- простота разборки и сборки узлов, а также их комплек­сов; 

- применение простых средств механизации на операциях раз­борки и сборки; 

- максимальная возможность восстановления но­минальных размеров изнашивающихся элементов корпусов, сложных и базовых деталей; 

- экономически оправданная возмож­ность восстановления номинальных размеров изнашивающихся элементов остальных деталей; 

- простота проверки состояния дета­лей и узлов после стендовых испытаний; 

- возможность проверки взаимодействия всех частей оборудования после ремонта.