§ 3 Износ оборудования Уменьшение надежности и снижение долговечности оборудования обусловливаются ухудшением его состояния, наступающим в результате физического или морального износа. Моральный износ оборудования определяется отставанием его технического и конструктивного назначения или состоятельности от уровня передовой техники. Причины морального износа – низкая производительность, низкое качество выпускаемой продукции, низкий коэффициент полезного действия, пониженная надежность и т.д. Под физическим износом следует понимать изменение формы, размеров, целостности и физико-механических свойств деталей и узлов, устанавливаемое визуально или путем измерений и анализов. Физический износ подразделяют на: - механический; - коррозионный; - тепловой. Механический износ выражается в изменении размеров или формы детали, нарушении ее целостности, появлении задиров, царапин, трещин. Косвенными признаками механического износа являются снижение показателей работы машины, появление вибраций, заклиниваний и т.д. Механический износ зависит от следующих факторов: 1) качества металла трущихся поверхностей; 2) чистоты обработки трущихся поверхностей; 3) наличия и качества смазки деталей трущихся пар. Коррозионный износ выражается в разрушении металлов при химическом или электрохимическом взаимодействии их с окружающей средой. Металлы разрушаются при взаимодействии с жидкими и газообразными продуктами, а также в результате окислительно-восстановительных процессов взаимодействия с окружающей атмосферой. Для аппаратов химической промышленности коррозионный износ является наиболее частой причиной выхода их из строя. По характеру разрушений коррозия может быть сплошной (по всей поверхности металла) и местной (в виде отдельных язвин, пятен, сквозных отверстий, трещин). При сплошной коррозии долговечность аппарата определяется припуском на коррозию; при местной коррозии долговечность аппарата может быть определена только с помощью методов теории надежности. В химической промышленности отказы аппаратуры распределяются по видам коррозии следующим образом: 1) коррозионное растрескивание – 35 %; 2) дырочная коррозия – 20 %; 3) общая (равномерная) коррозия – 18 %; 4) межкристаллитная коррозия – 16 %; 5) другие виды коррозии – 11 %. В наибольшей степени коррозии подвержены: 1) места с высокой линейной скоростью среды (например, у входного и выходного штуцеров при большой скорости среды происходит разрушение защитных пленок металла); 2) участки с остаточными напряжениями, в которых имеет место коррозионное растрескивание (чаще всего это сварные швы, а также штампованные или точеные детали, с которых не снято напряжение); 3) застойные зоны, в которых может скапливаться жидкость (поэтому в аппаратах необходимо предусматривать сливные отверстия); 4) зоны нагрева (при повышении температуры скорость коррозии резко увеличивается); 5) узлы трения (механический износ при воздействии агрессивной среды усиливается, изменяются также свойства смазки). Тепловой износ выражается в разрушении металлов под действием высоких температур. |